Количество  учащихся в 2020-2021 учебном году
В начальной школе:45
В основной школе: 58
В средней школе: 18
Приём в первый класс: 11
Выпуск 9 класса: 9
Выпуск 11 класса: 10
                         Условия питания.                                            
                     В школе имеется столовая столовая 67,3 м2 на 60 посадочных   мест. Столовая обеспечена технологическим и холодильным оборудованием. Санитарное состояние пищеблока,  подсобных  помещений  для  хранения продуктов, цехов, участков, обеспеченность посудой удовлетворительное. Наличие инструкций и другой документации, обеспечивающей деятельность столовой и ее работников имеется. Горячим питанием охвачено 100% учащихся.

                           Охрана здоровья обучающихся

              Охрана здоровья всегда была важнейшей первоочередной проблемой человека. Здоровое общество могут создать только здоровые люди. Поэтому, здоровье человека - не только его личное дело, но и объект внимания общества, которое заинтересовано в сохранении здоровья человека и его будущих детей.

             Устав Всемирной организации Здравоохранения определяет «Здоровье» как: «...состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

             Современное состояние общества, экономики, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье, в связи, с чем растет число детей, которым необходима специализированная медицинская и психологическая помощь, соответствующая организация образовательного процесса.

                  Факторы, влияющие на здоровье школьника:

1. Состояние физического развития ребенка.

2. Уровень его физической подготовки и воспитания.

3. Уровень развития физической культуры.

4. Состояние лечебно - оздоровительной работы.

5. Уровень учебной и других нагрузок на организм учащегося.

6. Состояние влияния внешней окружающей среды.

7. Состояние внеурочной воспитательной   работы.

8. Состояние микроклимата в школе и дома.

            Задачи охраны здоровья обучающихся

1. Обеспечение   оптимальных   условий   среды   жизнедеятельности учащихся;

2. Обеспечение соответствия требованиям образовательного процесса, возрастным анатома-физиологическим особенностям детей:

соблюдение   санитарно-гигиенических   требований   к образовательному процессу;

использование здоровьесберегающих технологий преподавания предмета;

контроль над учебной нагрузкой.

3. Рациональное питание;

4. Физическое воспитание, оптимизация деятельной активности;

5. Повышение роли педагога в формировании здоровья воспитанников;

6. Медицинский контроль над осуществлением профилактики нарушения здоровья.

        Здоровьесберегающая деятельность школы организована с целью создания единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворения потребностей и возможностей.

В рамках этой деятельности школы совершенствовались условия по развитию образовательной здоровьесберегающей среды на основе совершенствования системы управления реализацией Программы профилактической работы «Мой выбор». Совершенствовались условия для реализации потенциальных возможностей педагогического коллектива и целесообразности использования образовательного пространства.

Большее внимание уделяется в школе качественной организации сбалансированного горячего питания (100% учащихся),  медицинского обслуживания (проведения медицинских осмотров учащихся)  и  дополнительных спортивных занятий  в ДЮСШ (Детской юношеской спортивной школе Белокатайского района), спортивных секциях, профилактических беседах на классных часах, общешкольных родительских собраниях с  приглашением  медицинских работников СВА.

 Реализуемая в школе программа «Мой выбор»  обеспечивает механизм формирования здоровьесберегающей образовательной среды. В школе внедряются новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.

Одним из главных направлений деятельности педагогического коллектива является забота о здоровье школьников, создание и улучшение условий, гарантирующих социальную их защиту, пропаганда здорового образа жизни, ежегодное оздоровление детей в лечебно-профилактическом  санатории «Карагай» Мечетлинского района.

              В учебно-воспитательном процессе используются здоровьесберегающие технологии в обучении  учащихся, созданы комфортные психологические условия для успешной учебы, используется педагогика сотрудничества, создаются ситуации успеха, учащимся предоставляется выбор форм и видов учебной деятельности, выполняются санитарно-гигиенические нормы.

В учебный план введен третий час физической культуры. Во второй половине дня работают спортивные секции по волейболу. Охвачено спортивно-массовой работой 85% учащихся. На уроках проводятся динамические паузы, физкультминутки. Для учащихся созданы условия, позволяющие сохранять и укреплять здоровье на уроках и во внеурочной деятельности.Осуществляется контроль за внеучебной занятостью спортивного зала школы. Организованы спортивные праздники  «Т у р и с т и ч е с к и й   с л е т», осенний кросс, «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!» и др.. Обучающиеся школы принимают участие в  муниципальных, зональных  мероприятиях спортивно-массовой направленности, по итогам 2014-2015 учебного года школа заняла первое место  в районе.    Организовано прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров (согласно плану).  Приоритетными мероприятиями  в профилактической работе школы являются  инфекционные заболевания ОРЗ, гриппа.

             Большое внимание уделяется профилактической работе с обучающимися и их родителями. В школе организована работа по профилактике вредных привычек и содействия здоровому образу жизни. В различных формах обучающиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений и др.  Индивидуальная работа проводится с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете: беседы, лекции, работа со специалистами.В рамках профилактики несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе проводятся инструктажи, беседы, обучающие занятия.

         Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.  ( Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010года. №2106.

 

                                              Информация о средствах обучения и воспитания

                В учебном процессе в школе используется широкий спектр  средств обучения и воспитания. 

Средства обучения наряду с  словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

·         Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточные материалы и т.д.)

·         Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

·         Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях.

·         Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

·         Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

·         Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)

·         Спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи, лыжи  и т.п.)

Информационно-техническое оснащение образовательного процесса

·         компьютеры                                              

·         ноутбуки                                                    

·         интерактивная доска                                 

·         нетбуки                                                       

·         копировальный аппарат                             

·         принтеры                                                      

·           фотоаппараты                                            

·           сканер                                                           

·           видеокамера                                                

·           DVD проигрыватель                                   

·           комплект звукоусилительной аппаратуры 

·           колонки звукоусилительные                       

·           микрофоны                                                     

                                            Средства воспитания обучающихся

                                                  Понятие о средствах воспитания школьников:

               Средство воспитания можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательную  деятельность. Традиционно в качестве средств воспитания стали объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач.

При переходе на новые образовательные стандарты (при введении ФГОС НОО и ООО) наметилась тенденция относить к средствам воспитания компоненты мира жизнедеятельности ребенка. Поэтому ниже будут рассмотрены виды деятельности, в которые включается формирующаяся личность в ходе воспитательного процесса: учение, общение, труд, игру.

                                                  Общение как средство воспитания:

               Роль общения как воспитательного средства в школе проявляется в том, что, общаясь с окружающими людьми в процессе различных видов деятельности, во время игр, спортивных занятий, входя в неформальные контакты со сверстниками, старшими и младшими школьниками, родственниками, знакомыми и другими людьми, обучающийся получает разнообразные знания о предметном мире, а также о мире идей и отношений. Это очень эффективный путь познания, поскольку обмен информацией в общении характеризуется высоким уровнем понимания, низкой избыточностью информации, экономией затрат времени и успешной социализацией обучающихся.

Общение – один из важнейших факторов возникновения, формирования, развития и укрепления познавательных интересов у растущего человека. Особенно это относится к общению со сверстниками, в ходе которого ребенок проявляет свои интересы и, встречая понимание со стороны товарищей, укрепляется в своих склонностях, поэтому в школе уделяют огромное значение социализации учеников, развитию навыков коммуникативного общения через отработанную систему психологических тренингов, различных видов социального проектирования.

Общение, организованное с целью оказать влияние на воспитанника, чтобы включить его в деятельность, способствующую формированию положительных личностных качеств и вызвать у него стремление к самосовершенствованию, называют педагогическим общением. Его специфика в школьной системе воспитания проявляется в ярко выраженном воспитательном характере, поскольку оно в отличие от других видов общения (социального, психологического, бытового и др.) обязательно предусматривает решение педагогических задач.

                      В зависимости от решаемых педагогических задач принято выделять следующие виды педагогического общения: а) непосредственное, в форме общения ученика и педагога; б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на ученика, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.

Педагогическое общение – это не только общение ученика и педагога, но и общение  учеников между собой. Общение со сверстниками – не только самостоятельная сфера жизнедеятельности личности, но и фактор, который пронизывает все остальные сферы, поскольку на его основе происходит обмен духовными ценностями в форме диалога школьника как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Именно этим определяется роль общения в воспитательном процессе школы.

Эффективность педагогического общения в школе определяется тем, на какой стиль общения с учениками ориентируется учитель. Под стилем педагогического общения в школе  понимают индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение коммуникативные возможности педагога, сложившийся характер его взаимоотношений с воспитанниками; творческая индивидуальность педагога, особенности учащихся.

В нашей школе главной особенностью стиля сотрудничества участников педагогического взаимодействия является демократия. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Для педагогов школы характерны активно-положительное отношение к обучающимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Таким учителям свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов внешним показателям деятельности его поведения, умение прогнозировать развитие его личности.

Учение как средство воспитания:

            Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.

Эффективность воспитательного воздействия учения  в школе  значительно повышается, т.к. на уроках практикуются так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети: а) выясняют условия совместного выполнения задания; б) организуют его взаимное обсуждение; в) фиксируют ход совместной работы; г) обсуждают полученные результаты; д) оценивают успехи каждого; е) утверждают самооценки членов группы; е) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания; ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.

                Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.

Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников в системе школьного обучения повышаются при следующих условиях:

1) в ней  воплощены отношения ответственной зависимости;

2) она социально ценная, значимая и интересная для детей;

3) социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования меняется (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот);

4) совместная деятельность эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.

                  В результате организации на уроке совместной продуктивной деятельности в школе возрастают и объем усваиваемого материала, и глубина его понимания, на формирование понятий, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении. Уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания). Дети получают большее удовольствие от процесса учения, комфортнее чувствуют себя в школе. Снижается тревожность, развиваются познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся. Возрастает сплоченность класса, взаимоотношения между детьми становятся теплее, человечнее, ученики начинают лучше понимать друг друга и самих себя. Растет самокритичность детей, поскольку, приобретая опыт совместной работы со сверстниками, они более точно оценивают свои возможности, лучше контролируют себя. Дети, помогавшие в учении товарищам, начинают с большим уважением относиться к труду учителя. Они приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе (ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, коллективистские мотивы поведения). Учитель же получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам (учитывать их способности, темп работы, взаимные склонности при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, уделять больше внимания «слабым»). Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

              Интеллектуальный труд – это эмоциональное и умственное напряжение, мыслительная деятельность, выполняемая исследователем, познающим неизвестное. Такой труд имеет место в ходе учебной деятельности, когда учитель стимулирует и организует самостоятельный поиск обучающихся с целью открытия ими неизвестного.

Для того чтобы превратить процесс учения в интеллектуальный труд, в школе существует множество возможностей, в частности:

• постановка проблемных вопросов с четко выраженными противоречиями, требующих от учащихся самостоятельного поиска;

• введение проблемных заданий с показом нескольких вариантов решения и предоставлением ученикам возможности подумать над тем, какой из них правильный;

• привлечение учащихся к самостоятельному поиску путей решения проблемы, которая будет рассматриваться на следующем занятии, или, наоборот – к самостоятельному анализу частных случаев, вытекающих из полученного на уроке решения этой проблемы;

• подбор учебно-познавательных заданий творческого характера, которые ученик сможет выполнить, только проявив нестандартный подход, в результате самостоятельного поиска решения;

• побуждение учащихся к анализу явлений и факторов (теоретическому объяснению), в результате которого возникают противоречия между имеющимися и новыми знаниями, пониманием важности проблемы и неумением подойти к ее решению;

• ведение обучения на высоком, но посильном уровне трудности;

• наличие достаточно (но не чрезмерно) разнообразного учебного материала и приемов учебной работы.

• обучение детей приемам умственной деятельности: сравнению, анализу, синтезу, классификации, обобщению и др.;

• обеспечение условий для получения личностно и общественно значимого результата труда;

• ознакомление учащихся с научными и практическими проблемами современности, обучение видению проблем в реальной жизни и методике их исследования;

• создание материально-технических и организационных условий для творческой деятельности по разным направлениям;

• одобрение успехов учеников, публичное признание достижений каждого ребенка в интеллектуальном труде (праздник «Ученик года», на котором происходит награждение учеников за его успехи в различных видах деятельности).